Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Аркадий Пономарев: Молочная отрасль нуждается в госрегулировании

ponomarev.jpg

Молочная отрасль – самая нестабильная в агропромышленном комплексе, комментирует ситуацию в секторе член комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председатель Совета Российского союза производителей молока Аркадий Пономарев

Одна из причин турбулентности на молочном рынке – неравномерное развитие производственных и перерабатывающих мощностей, отмечает парламентарий.

«Более 10 лет усилия государства были сконцентрированы на преодолении стагнации в молочном животноводстве. А вот проблемы перерабатывающего сектора долгое время оставались в тени. Но как только подтянули надои, остро стал вопрос нехватки перерабатывающих мощностей, – поясняет Пономарев. – В регионах с дефицитом перерабатывающих заводов цена на молоко-сырье опустилась до минимума – 19 руб./кг при средневзвешенной цене в диапазоне 23-24 руб./кг. Хозяйства уходят в отрицательную доходность. Еще несколько месяцев работы в таком режиме – и к осени производители начнут изводить скот».

По мнению депутата, государство должно участвовать в регуляции отраслевых затрат. 

«Прежде всего, фиксировать на приемлемом уровне тарифы естественных монополий, стоимость ГСМ. Иначе финансовые вливания без сокращения издержек в производственном секторе лишены смысла, – считает он. – В пересмотре нуждается и принцип дотирования АПК. Нужно проанализировать себестоимость молока, слагаемые затрат на производство одного килограмма. В их числе состояние племенной и кормовой базы, обеспеченность стойловыми помещениями, оборудованием, маневренность оборотных средств для развития и т.д. Тогда появится ясность, в каком сегменте на данный момент отставание и как корректировать господдержку». 

Если деньги распределять точечно, выбирать наиболее проблемные направления, дополнительного финансирования может и не потребоваться, полагает Пономарев.

В качестве альтернативы он предлагает незатратный и более приемлемый в реалиях дня подход. 

«Это регулирование рынка готовой продукции, – поясняет Пономарев. – Ведь в компетенции государства – закрыть предприятия, выпускающие фальсификат, пресечь контрабанду продуктов. У антимонопольной службы достаточно полномочий, чтобы упразднить диктат торговых сетей. При необходимости Россия умеет быть бескомпромиссной в отношении нечестных зарубежных партнеров. Примеры тому – эмбарго в отношении западных стран, блокада поставок сверх квот из Республики Беларусь. Зачастую, кстати, поставок некачественной и контрабандной продукции».

Депутат обращает внимание на то, с каким накалом проходят переговоры о фиксации квот, о ценах не ниже рыночных. 

«Белорусская сторона вынуждена освобождать занятые на российском рынке позиции. Предельный объем поставок сухого обезжиренного молока снизится для нее до 60 тыс. тонн против 120 тыс. тонн, поставленных в прошлом году, – приводит Пономарев. – Можем же, когда захотим, быть последовательными и убедительными! Вот в этом и суть регулирующего воздействия: решительно защищать интересы страны, своих производителей от недобросовестной конкуренции, быть гарантом законности и порядка на продовольственном рынке. И делать это нужно не от случая к случаю. Весь арсенал регулятивных мер должен исправно работать на достижение одной цели – баланса производства и потребления, импорта и экспорта продовольствия. Только в этом случае уйдут перекосы и перестанет лихорадить рынок».

Стимулировать потребление в условиях снижения благосостояния населения депутат предлагает путем принятия ряда социальных программ, таких как «Школьное молоко», «Продовольственные карты» для малообеспеченных слоев населения, закупки для государственных нужд. Эти меры, по мнению депутат, простимулируют спрос, с увеличением емкости рынка уйдет проблема перепроизводства сырья. 

«Конечно, к системе госзакупок немало нареканий. Этим каналом активно пользуются недобросовестные участники рынка, заключая контракты на поставку молочного фальсификата, – акцентирует внимание Пономарев. – Систему поставок в бюджетные учреждения однозначно нужно менять. Вот только вразумительных предложений никто пока не сформулировал. Ясно одно: пока определяющим критерием поставок служит цена контракта, а не качество и пищевая ценность продуктов, проблему можно решать только усилением ответственности. Стабильно высока доля фальсификата на рынке дает все политические, экономические и правовые основания для уголовного преследования за подобный обман. Наказывать нужно не только за производство и реализацию фальсификата, но и привлечение недобросовестных поставщиков в сферу закупок. Ведь именно руководители бюджетных организаций принимают решение, какой закупать продукт: подешевле или качественный, но дороже».

Сегодня государство пытается взять под контроль ситуацию с фальсификатом введением новых правил маркировки молочной продукции, добавляет эксперт. Уже летом на прилавках появятся продукты с  маркировкой «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира», а внутри этой группы еще и те, что произведены по технологии сыра, сметаны, творога и т.п. Отношение к этому у депутата неоднозначное - многословные понятия затрудняют их восприятие и запутают потребителя, считает он.  

«Более того, за шумихой о терминологии упускается принципиальное противоречие: существование в одном правовом поле молочных и «околомолочных» продуктов. В молокосодержащих продуктах молочный жир разрешено заменять на растительный в пределах 50%. Но поскольку нет стандартизированных методов контроля за соотношением растительного и молочного жира в готовой продукции, невозможно проверить, как соблюдается данное требование. Недобросовестный производитель свободно может фальсифицировать состав продукта, пользуясь лазейкой в законодательстве», – констатировал парламентарий. 

Именно поэтому ни в одной стране мира производство этих продуктов не регулируется одним техрегламентом, кроме России, отмечает Пономарев.

«И мы должны не семантикой терминов заниматься, а развести эти разные по сути продукты по сторонам. Нужно вернуться к производству продуктов по национальным стандартам, по ГОСТам. Они позволят провести грань между легальной продукцией и фальсификатом. Его проще будет вытеснить с рынка. Кроме того, работа по ГОСТам вернет доверие потребителей, что в условиях снижения продаж играет немаловажную роль, - убежден депутат. – Потому что, если ситуация по фальсификату не изменится, никакие финансовые вливания отрасль не спасут». 


главное

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 25 сентября проведет заседание, на котором будет обсуждаться бюджет-2020

Об этом журналистам сообщил Руководитель фракции Сергей Неверов. Один из приоритетов - финансовое обеспечение программы развития сельских территорий.

Андрей Исаев: Нужны конкретные изменения законодательства, направленные на обеспечение граждан необходимыми лекарствами

Межфракционная рабочая группа по вопросам лекарственного обеспечения подчеркивает важность отмены уголовной ответственности за покупку незарегистрированных в РФ жизненно необходимых лекарственных препаратов и настаивает на разработке нормативных актов, позволяющих покупать и применять их по назначению врача, а также на разработке закона о дистанционной торговле лекарствами через интернет и ряде других предложений, которые позволят вовремя и без сбоев обеспечить граждан страны необходимыми лекарствами.

Раиса Кармазина: Наш главный наказ аудиторам Счетной палаты – тщательный контроль за эффективным расходованием средств в рамках нацпроектов

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» продолжит работать в плотном контакте с аудиторами Счетной палаты и ждет от них тщательного контроля за эффективным расходованием средств в рамках нацпроектов, предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы, лесного законодательства.

архив