Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Государственная Дума уточнила определение «шпионских средств»

Государственная Дума уточнила определение «шпионских средств»
Государственная Дума приняла в четверг, 18 июля, в третьем чтении законопроекты, которыми уточняется определение «шпионских средств».

Председатель комитета ГД по государственному строительству и законодательству, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Крашенинников сообщил, что принятыми законами уточняется значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность.

«В настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики и малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны и т.п.), и позволяющие использовать их для негласного получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам», - отметил Крашенинников. 

Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике.

С целью разграничения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от других технических средств, разрешенных к широкому применению, вносятся соответствующие изменения в УК РФ и КоАП.

Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополняется примечанием, уточняющим, что именно понимается под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Под это определение подпадают «приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя».

За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств действует уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

Кроме того, принятыми законами уточняется, что не относится к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации. К ним не относятся «находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя».

«Таким образом, находящиеся в свободной продаже смартфоны, диктофоны, видеокамеры и другие устройства, которые изначально обладают возможностями получения информации, и это заявлено в их технических характеристиках и отражено в документации, не подпадают под определение «шпионских средств». Но если какому-то прибору были намеренно приданы новые свойства для тайного получения информации, которых он не имел изначально, то такое средство становится запрещенной продукцией. Его производство, приобретение или сбыт карается уголовным наказанием», - подчеркнул Павел Крашенинников.

Кроме того, дополняется примечанием статья 20.23 КоАП «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Примечание предусматривает отсылку на определение «специальных технических средств» в Уголовном кодексе, которое будет использоваться и для целей КоАП.

Стоит отметить, что положениями КоАП предусмотрена действующая административная ответственность за нарушение Правил производства, хранения, продажи и приобретения спецсредств при наличии специального разрешения (лицензии); за нарушение Правил разработки, ввоза в РФ и вывоза из России спецсредств, а также порядка их сертификации, регистрации и учета; за использование в частной детективной или охранной деятельности спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, не предусмотренных установленными Перечнями. Соответствующие Правила и Перечни утверждаются Правительством РФ.

Павел Крашенинников отметил, что принятые изменения позволят исключить случаи привлечения к уголовной ответственности граждан, которые добросовестно заблуждались по поводу фактического предназначения приобретенного средства. 


главное

Сергей Неверов назвал уход Алексея Леонова потерей для всей страны

Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» выразил соболезнования в связи с кончиной первого космонавта, вышедшего в открытый космос.

Андрей Исаев: Нужна формула, которая позволит без сбоев осуществить старт обязательной маркировки лекарств

Ряд предприятий не успели переорганизовать производство, чтобы с 1 января 2020 года работать в новой системе, однако это не должно мешать предприятиям, кто дисциплинированно вошел в систему и стопорить введение маркировки; депутаты призывают совместно с Правительством найти решение проблемы.

Андрей Макаров: Регионы будут понимать свою бюджетную обеспеченность к 20 ноября, деньги должны начинать работать с 1 января

В прошлом году субъекты РФ даже в начале финансового года говорили о том, что не знают, что они получат из федерального бюджета, в этом году предложены все необходимые решения, чтобы регионы имели возможность приступать к выполнению проектов с начала года, заявил Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, выступая на расширенном заседании Совета руководителей фракций партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

архив