Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Костенко предложила Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей

Наталья Костенко предложила Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей
Депутат Государственной Думы Наталья Костенко вместе с представителями родительских организаций провела контрольный замер веса ученических ранцев в краснодарском лицее №48.

Согласно результатам взвешивания рюкзаков 13 учеников первых классов в 40% случаев не было допущено перевеса. Вес самого ранца соответствовал нормативам только в трех случаях. Средний вес школьных ранцев составил 2,5 кг. Это превышает ограничения, предписанные в 2017 году Роспотребнадзором в качестве требований безопасности, предъявляемых к учебным изданиям и ученическим портфелям.

Так комплект учебников, который несет в школу ученик не должен превышать - 1,5 кг (1-2 класс), 2 кг (3-4 класс), 2,5 кг (5-6 класс), 3,5 кг (7-8 класс) и 4 кг (9-11 классы), а сам портфель не должен превышать по весу для школьника начальных классов 700 грамм, а для старших классов 1 кг. Таким образом, максимальный вес ранца с учебниками для первоклашки в день не должен превышать 2,2 кг.

Однако, данные требования, как выяснилось, повсеместно не соблюдаются. Больше всего страдают ученики начальной и средней школы, а именно со 2 по 8 классы.

Результаты предварительного исследования подтвердили данные, присланные в адрес депутата родителями, жалующимися на непосильную нагрузку, которую в прямом и переносном смысле несут современные ученики. В среднем вес портфеля учащегося сегодня составляет от 5 до 6,5 кг. При том, что сам ученик может весить 25-35 кг.

Причины были обсуждены на круглом столе со специалистами Роспотребнадзора, Прокуратуры, Минздрава, Минобразования края, а также учителями школ и родительским сообществом. В результате, было выявлено несколько проблем, способствующих «перевесам» школьных рюкзаков.

Во-первых, конкуренция между разработчиками школьных программам по разным предметам и производителями учебной литературы привела к тому, что к одному учебнику теперь как минимум прилагается рабочая тетрадь размером с учебник, а также еще ряд пособий. Например, к математике для начальной школы теперь нужно носить учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для выполнения заданий, а также различные справочники и задачники. А комплект по английскому языку входит 5 наименований учебных пособий, которые требуется носить одновременно. Предмет «Окружающий мир» включает также ряд пособий: учебник, рабочую тетрадь, книгу тестов и атласы. Кроме того, появились учебники и вспомогательные пособия к предметам, для которых раньше в принципе ничего кроме тетради или альбома не требовалось, например, по музыке, по технологии, по рисованию и даже по физкультуре.

Во-вторых, процесс формирования расписания в школах не настроены на учет требований Роспотребнадзора и распределение нагрузки учебной литературой, которую нужно носить каждый день. Учителя также не дают рекомендаций и не строят учебный процесс таким образом, чтобы максимально разгрузить школьные ранцы, не дают рекомендаций, какие именно пособия понадобятся на следующем уроке. Нельзя забывать, что кроме учебников дети несут в школу сменную обувь, а также одежду на физкультуру.

В-третьих, «перегруз» учебниками во многом связан с перегрузом расписания уроками. Согласно СаПиНам, для учащихся начальной школы количество уроков не должно превышать 5, для учеников 5-6 класса - 6, а для обучающихся 7-11 классов - 7.

Между тем, среднее число уроков для учеников младшего школьного возраста, согласно проведенному мониторингу - 6 (занятия 5 дней в неделю) и 7 (занятия 4 дня в неделю).

В свою очередь, «перегруз» уроками происходит в связи не всегда понятным разделением предметов. Например, вместо русского языка и литературы, сейчас четыре предмета, в том числе - родной язык и родная речь. Естественно учебных пособий, которые нужно носить ученикам в школу в разы больше.

Эта проблема стоит остро не только в России. Но и разные страны по-разному стараются ее решать. Так, к примеру, Великобритания разрешает носить на уроки только учебные тетради, а учебная литература храниться в школах и используется только на занятиях. Япония рекомендовало ученикам оставлять учебники в школьных ящиках, а учителям работать с книжной нагрузкой через составление сбалансированного расписания. В США ограничили вес школьного ранца 10% от веса ребенка. В Индии суды обязывают штаты разрабатывать комплексную политику в этой сфере. В некоторых странах ограничивают назначение домашних заданий - не более 2 предметов. Также активно в последние годы школами практикуется перевод учебников или перечня заданий в электронный вид, что позволяет не носить учебники из школы.

«Представители Роспотребнадзора согласны с существующей проблемой и признаются, что проводят проверки, как правило, только по жалобам родителей. На следующей неделе в Государственной Думе мы обсудим все выявленные проблемы и пути их решения с представителями Минпросвещения и Роспотребнадзором, соответствующее приглашения я уже направила руководителям данных ведомств», - рассказала Костенко.

По мнению парламентария, необходимо выстроить систему постоянного мониторинга и контроля за исполнением санитарных правил. «Но без изменения существующей политики Минпросвещения нам изменений не добиться, - заявила она. - Для этого, в целях сохранения здоровья наших учеников, безусловно, требуется дополнить раздел стандарта «Требования к условиям реализации образовательных программы начального общего образования» новыми положениями. Указанные нововведения в целях сокращения нагрузки на школьный рюкзак, должны предусматривать возможность хранения и использования части учебных пособий в школах, а также применения учениками электронной формы обучения».

Также для обеспечения соблюдения школами нормативов весовой нагрузки школьных ранцев, требуется дополнительная разработка методических рекомендаций школам по формированию школьного расписания с учетом необходимости разгрузки школьных ранцев, считает Костенко. «Предусмотреть возможность оставлять учебники в школе, где эта возможность есть. Ну и конечно ограничить творческий порыв разработчиков учебников и типографий, их печатающих. Сегодня у нас есть ограничение по весу пособия - не более 300 грамм (1-4 класс), но если в комплект входят 3-5 пособий, то только один предмет может превысить дневную норму веса учащегося начальной школы», - пояснила она.


главное

В Госдуму будет внесен законопроект о запрете взимать комиссию при платежах за жилищно-коммунальные услуги

Как сообщил глава фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов, в настоящее время текст документа дорабатывается.

Законопроект о горячем питании школьников требует доработки в части контроля за качеством продукции

Необходимо проработать вопросы маркировки детского питания и обязательного ветеринарного контроля за ввозимой продукцией, подчеркнул Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Андрей Исаев: Проблемы граждан - в центре внимания Президента

Беспрецедентные инициативы в части решения вопросов демографии и поддержки материнства и детства крайне востребованы в обществе, отметил Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

архив