Список депутатов Госдумы VII созыва
Фракция Новости Совет руководителей фракций Мероприятия Экспертно-консультативные советы Медиа Пресс-служба
ГлавнаяНовости

Наталья Костенко предложила Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей

Наталья Костенко предложила Минпросвещения и Роспотребнадзору вернуться к проблеме неподъемных школьных портфелей
Депутат Государственной Думы Наталья Костенко вместе с представителями родительских организаций провела контрольный замер веса ученических ранцев в краснодарском лицее №48.

Согласно результатам взвешивания рюкзаков 13 учеников первых классов в 40% случаев не было допущено перевеса. Вес самого ранца соответствовал нормативам только в трех случаях. Средний вес школьных ранцев составил 2,5 кг. Это превышает ограничения, предписанные в 2017 году Роспотребнадзором в качестве требований безопасности, предъявляемых к учебным изданиям и ученическим портфелям.

Так комплект учебников, который несет в школу ученик не должен превышать - 1,5 кг (1-2 класс), 2 кг (3-4 класс), 2,5 кг (5-6 класс), 3,5 кг (7-8 класс) и 4 кг (9-11 классы), а сам портфель не должен превышать по весу для школьника начальных классов 700 грамм, а для старших классов 1 кг. Таким образом, максимальный вес ранца с учебниками для первоклашки в день не должен превышать 2,2 кг.

Однако, данные требования, как выяснилось, повсеместно не соблюдаются. Больше всего страдают ученики начальной и средней школы, а именно со 2 по 8 классы.

Результаты предварительного исследования подтвердили данные, присланные в адрес депутата родителями, жалующимися на непосильную нагрузку, которую в прямом и переносном смысле несут современные ученики. В среднем вес портфеля учащегося сегодня составляет от 5 до 6,5 кг. При том, что сам ученик может весить 25-35 кг.

Причины были обсуждены на круглом столе со специалистами Роспотребнадзора, Прокуратуры, Минздрава, Минобразования края, а также учителями школ и родительским сообществом. В результате, было выявлено несколько проблем, способствующих «перевесам» школьных рюкзаков.

Во-первых, конкуренция между разработчиками школьных программам по разным предметам и производителями учебной литературы привела к тому, что к одному учебнику теперь как минимум прилагается рабочая тетрадь размером с учебник, а также еще ряд пособий. Например, к математике для начальной школы теперь нужно носить учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для выполнения заданий, а также различные справочники и задачники. А комплект по английскому языку входит 5 наименований учебных пособий, которые требуется носить одновременно. Предмет «Окружающий мир» включает также ряд пособий: учебник, рабочую тетрадь, книгу тестов и атласы. Кроме того, появились учебники и вспомогательные пособия к предметам, для которых раньше в принципе ничего кроме тетради или альбома не требовалось, например, по музыке, по технологии, по рисованию и даже по физкультуре.

Во-вторых, процесс формирования расписания в школах не настроены на учет требований Роспотребнадзора и распределение нагрузки учебной литературой, которую нужно носить каждый день. Учителя также не дают рекомендаций и не строят учебный процесс таким образом, чтобы максимально разгрузить школьные ранцы, не дают рекомендаций, какие именно пособия понадобятся на следующем уроке. Нельзя забывать, что кроме учебников дети несут в школу сменную обувь, а также одежду на физкультуру.

В-третьих, «перегруз» учебниками во многом связан с перегрузом расписания уроками. Согласно СаПиНам, для учащихся начальной школы количество уроков не должно превышать 5, для учеников 5-6 класса - 6, а для обучающихся 7-11 классов - 7.

Между тем, среднее число уроков для учеников младшего школьного возраста, согласно проведенному мониторингу - 6 (занятия 5 дней в неделю) и 7 (занятия 4 дня в неделю).

В свою очередь, «перегруз» уроками происходит в связи не всегда понятным разделением предметов. Например, вместо русского языка и литературы, сейчас четыре предмета, в том числе - родной язык и родная речь. Естественно учебных пособий, которые нужно носить ученикам в школу в разы больше.

Эта проблема стоит остро не только в России. Но и разные страны по-разному стараются ее решать. Так, к примеру, Великобритания разрешает носить на уроки только учебные тетради, а учебная литература храниться в школах и используется только на занятиях. Япония рекомендовало ученикам оставлять учебники в школьных ящиках, а учителям работать с книжной нагрузкой через составление сбалансированного расписания. В США ограничили вес школьного ранца 10% от веса ребенка. В Индии суды обязывают штаты разрабатывать комплексную политику в этой сфере. В некоторых странах ограничивают назначение домашних заданий - не более 2 предметов. Также активно в последние годы школами практикуется перевод учебников или перечня заданий в электронный вид, что позволяет не носить учебники из школы.

«Представители Роспотребнадзора согласны с существующей проблемой и признаются, что проводят проверки, как правило, только по жалобам родителей. На следующей неделе в Государственной Думе мы обсудим все выявленные проблемы и пути их решения с представителями Минпросвещения и Роспотребнадзором, соответствующее приглашения я уже направила руководителям данных ведомств», - рассказала Костенко.

По мнению парламентария, необходимо выстроить систему постоянного мониторинга и контроля за исполнением санитарных правил. «Но без изменения существующей политики Минпросвещения нам изменений не добиться, - заявила она. - Для этого, в целях сохранения здоровья наших учеников, безусловно, требуется дополнить раздел стандарта «Требования к условиям реализации образовательных программы начального общего образования» новыми положениями. Указанные нововведения в целях сокращения нагрузки на школьный рюкзак, должны предусматривать возможность хранения и использования части учебных пособий в школах, а также применения учениками электронной формы обучения».

Также для обеспечения соблюдения школами нормативов весовой нагрузки школьных ранцев, требуется дополнительная разработка методических рекомендаций школам по формированию школьного расписания с учетом необходимости разгрузки школьных ранцев, считает Костенко. «Предусмотреть возможность оставлять учебники в школе, где эта возможность есть. Ну и конечно ограничить творческий порыв разработчиков учебников и типографий, их печатающих. Сегодня у нас есть ограничение по весу пособия - не более 300 грамм (1-4 класс), но если в комплект входят 3-5 пособий, то только один предмет может превысить дневную норму веса учащегося начальной школы», - пояснила она.


главное

Сергей Неверов: Партия важна, но решающее значение имеет личность кандидата

Лидер думских единороссов на примере Фургала показал, что личность кандидата влияет на выбор людей не меньше, чем его партийная принадлежность.

Голосование онлайн, реализация инициатив молодежи, защита животных – о чем говорили активисты МГЕР с депутатами «ЕДИНОЙ РОССИИ» на «Территории смыслов»

Участие молодежи в жизни страны, соблюдение принятых Госдумой законов, возвращение к работе предприятий сферы услуг после вынужденного перерыва – по этим и другим острым темам молодые люди задали вопросы Руководителю думской фракции парламентского большинства Сергей Неверову и другим депутатам фракции.

К вопросу ужесточения наказания для нарушителей ПДД надо подходить комплексно, считают во фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Одним повышением штрафов для автомобилистов не обойтись, должна быть неотвратимость наказания.

архив